ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[2]А-349/19 от 21.08.2019 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

<данные изъяты>

Дело № 2(2)а-349/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Асекеево 21 августа 2019 года

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Янгубаевой И.С.,

при секретаре Данилюк М.П.,

с участием административного истца Кириной И.М.,

представителя административного ответчика - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам Деревяшкина Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кириной Ирины Михайловны к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам о признании незаконным и отмене предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны,

установил:

Кирина И.М. обратилась в суд с административным иском к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам о признании незаконным и отмене предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, указав, что в период с 11 ч. 00 мин. по 12 ч.00 мин. «14» мая 2019 г., с 12 ч.00 мин. по 13 ч. 00 мин. «20» мая 2019 г. была проведена внеплановая проверка, начальником ОНД и ПР по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам подполковником внутренней службы Деревяшкиным Ю.И., здания и территории МБОУ «Троицкая СОШ», расположенный по адресу: Асекеевский район, с.Троицкое, ул.Садовая, д.29 А, совместно с директором МБОУ «Троицкая СОШ» Кириной И.М..

По результатам проверки 20 мая 2019 года было вынесено предписание №8/3/1-4 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Данным предписанием на директора МБОУ Троицкая СОШ возложена обязанность по устранению нарушений в области гражданской обороны.

Данное предписание считает незаконным по следующим основаниям:

Указание в предписании на СНиП и СП не корректно, так как указанные нормы и правила согласно п.1.1 СНиП II-11-77 должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых защитных сооружений гражданской обороны (убежищ противорадиационных укрытий), размещаемых в приспосабливаемых для этих целей помещениях, а данный объект введен в эксплуатацию в 1985 году.

Здание, расположенное по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 А, не является защитным сооружением гражданской обороны (далее ЗС-ГО) (противорадиационное укрытие – далее ПРУ). В архивном фонде администрации Асекеевского района документы (акты приемки оборудования, акты рабочей и государственной комиссии о приемке законченного строительства) на защитное сооружение ПРУ не значатся.

Данное здание, расположенное по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А», согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.12.2012 года было передано в оперативное управление МБОУ Троицкая СОШ (двухэтажное здание с подвалом литер Е).

Данное здание как защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие, далее - ПРУ) инв. № 618-57 не числится в реестре муниципальной собственности администрации муниципального образования «Асекеевский район», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности № 92 от 09.04.2018 года.

Также согласно письму Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04.04.2018 года № СХ-12-10/4808 объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) инв. № 618-57, расположенный по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А» процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходило.

Согласно пункту 2 раздела III Приложения № 1 к постановлению пленума Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относит защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для пользования в особый период исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. Пункт 15 данного постановления определяет, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) инв. № 618-57, расположенный по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А», процедуру учета в качестве объектов федеральной собственности также не проходило, что подтверждается письмом из Территориального управления Росимущества в Оренбургской области от 07.03.2018 года № НБ-02/1012.

В соответствии с Приложением № 2 Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Правительства РФ № 359 от 23.04.1994, передача объектов гражданской обороны осуществляется на основании типового договора установленного образца, который заключается между Госкомимуществом, предприятием (организацией) и согласовывается с начальником штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Однако договор установленного образца по Положению №395 от 23.04.1994 года на передачу объектов гражданской обороны между Госимуществом и Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Троицкая средняя общеобразовательная школа» не заключался.

Здание подвального помещения является аварийным и не соответствует правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от 15.12.2002 года № 583. В здании подвального помещения не предусмотрено вентиляция с механическим побуждением, отсутствует телефонная связь с местным штабом гражданской обороны, отсутствует обозначения ПРУ, водоснабжение не исправно, не обеспечена готовность, предусмотренных основных и вспомогательных (санитарного узла, вентиляционной и для хранения загрязненной верхней одежды) помещений ПРУ. Проведение мероприятий по восстановлению эксплуатационных свойств несущих строительных конструкций и инженерных систем представляется нецелесообразным и экономически невыгодным.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.11.1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организацией, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетраспортабельных больных, находящихся в учреждении здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Согласно письму администрации муниципального образования «Асекеевский район» №728 от 16.07.2018 года на территории Оренбургской области радиационно-опасные объекты 1 и 2 категории (атомные электростанции и места захоронения радиоактивных отходов), биологически опасные объекты отсутствуют. Оренбургская область, включая Асекеевский район, не попадает в зону возможного опасного радиационного загрязнения в случае техногенной аварии на Балаковской и Белоярской АЭС.

Таким образом, на территории Асекеевского района отсутствует потребность в защитных сооружениях гражданской обороны (противорадиационных укрытиях), для укрытия населения от радиоактивного заражения.

Защитное сооружение гражданской обороны ПРУ инв. № 618-57, расположенный по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 А, включен в перечень защитных сооружений гражданской обороны Оренбургской области в Главном управлении МЧС России по Оренбургской области, после ввода в эксплуатацию.

Тем не менее, документы, подтверждающие передачу МБОУ «Троицкая СОШ» Асекеевского района защитного сооружения гражданской обороны на ответственное хранение или безвозмездное пользование, отсутствуют. Какая-либо иная документация на защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А» с указанием названного объекта, паспорта защитного сооружения, копии поэтажных планов помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансосодержателем защитного сооружения и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, не имеются. В архивном фонде администрации района никаких документов на ПРУ также не числится.

Таким образом, Главным управлением МЧС России по Оренбургской области не представлены документы, подтверждающие, что 1989 году при сдаче помещения в эксплуатацию, расположенного по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 А, подвал был учтен как противорадиационное укрытие.

В 2014 году по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны с целью снятия с учета, была составлена инвентаризационная карточка защитного сооружения гражданской обороны ПРУ № 618-57.

Также был составлен Акт инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Асекеевского района от 09 июня 2014 года о том, что ПРУ № 618-57 расположенное по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29А в подвальном помещении, не соответствует требованиям СНиП для защитных сооружений. По результатам проведенной инвентаризации, комиссия считает, что ПРУ № 618-57 необходимо снять с учета, поскольку данный объект не готов к приему.

С целью снятия данного ПРУ с учета в реестре Главного управления МЧС России по Оренбургской области, было принято постановление администрации Асекеевского района № 5-п от 11.01.2018 года о создании комиссии по снятию с учета защитных сооружений, находящихся в муниципальной собственности МО «Асекеевский район», также было направлено письмо от 25.04.2018 года № 457 о направлении на согласование директору Департамента гражданской обороны и защиты населения документации о снятии ЗС ГО с учета. Однако снять с учета данное ПРУ так и не удалось, акт снятия с учета не соответствовал предъявляемым требованиям. МЧС России готов рассмотреть вопрос согласования актов о снятии с учета представленных защитных сооружений гражданской обороны.

Таким образом, на основании вышеизложенного, защитное сооружение гражданской обороны ПРУ не числится в реестре муниципальной собственности, не имеет документации соответствующий с предъявляемыми требованиями закона (т.е. документы, на основании которого данное ПРУ было введено в эксплуатацию и учтено в реестре главного управления МЧС России по Оренбургской области в качестве ЗС ГО), в установленном порядке договор о передаче подвального помещения в качестве объекта гражданской обороны с МБОУ Троицкая СОШ заключен не был, что и не может служить доказательством, подтверждающим существование противорадиационного укрытия. В связи с чем, у отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бугуруслан, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам отсутствовали правовые основания для возложения на юридическое лицо – МБОУ Троицкая СОШ Асекеевского района каких-либо обязанностей по содержанию подвала, расположенного по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А» как объекта гражданской обороны.

На основании вышеизложенного просила суд признать незаконным и отменить предписание №8/3/1-4 от 20 мая 2019 года по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Административный истец Кирина И.М. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление в полном объеме, просила отменить предписание № 8/3/1-4 от 20 мая 2019 года по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Представитель административного ответчика - отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам Деревяшкин Ю.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, поддержал письменные возражения на административный иск.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.4Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на негонезаконновозложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст.62 КАС РФлица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.59 КАС РФдоказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод административного истца (пункт 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что в период с 11 ч. 00 мин. по 12 ч.00 мин. «14» мая 2019 г., с 12 ч.00 мин. по 13 ч. 00 мин. «20» мая 2019 г. была проведена внеплановая проверка, начальником ОНД и ПР по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам подполковником внутренней службы Деревяшкиным Ю.И., здания и территории МБОУ «Троицкая СОШ», расположенный по адресу: Асекеевский район, с.Троицкое, ул.Садовая, д.29 «А», совместно с директором МБОУ «Троицкая СОШ» Кириной И.М.

По результатам проверки 20 мая 2019 года было вынесено предписание №8/3/1-4 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Данным предписанием на директора МБОУ Троицкая СОШ возложена обязанность по устранению нарушений в области гражданской обороны, а именно:

- не обеспечена готовность, предусмотренных основных и вспомогательных (санитарного узла, вентиляционной и для хранения загрязненной верхней одежды) помещений ПРУ;

- в ПРУ не предусмотрена вентиляция с механическим побуждением;

- водоснабжение ПРУ не исправно;

- ПРУ не имеет телефонную связь с местным штабом гражданской обороны.

Требования к предписаниям органов государственного и (или) муниципального контроля изложены в статье 17Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

По смыслу названной нормы, предписание должно содержать только законные требования, то есть на должностное лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Бремя доказывания правомерности требований и факта нарушения закона лицом, которому предъявлены соответствующие требования, возложены на органы, осуществляющие государственный контроль.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 6 Закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309).

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации (пункт 7 Порядка N 1309).

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены "Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". Требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской, обороны" (п. 1.2 Правил) статус защитного сооружения гражданской обороны, как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п. 1.3 Правил).

Пункт 2.1 Правил устанавливает, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, форма которого приведена в приложении N 5.

В пункте 2.2 Правил установлено, что документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения гражданской обороны и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

Из приведенных нормативных положений следует, что только наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в соответствии с Правилами, влечет признание защитного сооружения гражданской обороны таковым.

Согласно п.2.4 Правил инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

Однако, как следует из материалов дела, на данное ПРУ имеется только инвентаризационная карточка защитного сооружения от 29.05.2014 г., в которой указано, что ЗС ГО находится на балансе МБОУ «Троицкая общеобразовательная средняя школа», паспорт ЗС ГО отсутствует, дата ввода в эксплуатацию – 1985 год, заключение договора по постановлению Правительства РФ от 23.04.1994 г. №359 отсутствует, также указан инвентарный номер ЗС ГО №57-618.

В архивном фонде администрации Асекеевского района документы (акты приемки оборудования, акты рабочей и государственной комиссии о приемке законченного строительства) на защитное сооружение ПРУ не значатся.

Данное здание, расположенное по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А», согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.12.2012 года было передано в оперативное управление МБОУ Троицкая СОШ (двухэтажное здание с подвалом литер Е).

Данное здание как защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие, далее - ПРУ) инв. № 618-57 не числится в реестре муниципальной собственности администрации муниципального образования «Асекеевский район», что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности № 92 от 09.04.2018 года.

Согласно письму Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 04.04.2018 года № СХ-12-10/4808 объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) инв. № 618-57, расположенный по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А» процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области не проходило.

Согласно пункту 2 раздела III Приложения № 1 к Постановлению Пленума Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относит защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для пользования в особый период исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. Пункт 15 данного постановления определяет, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

Защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие) инв. № 618-57, расположенный по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А», процедуру учета в качестве объектов федеральной собственности также не проходило, что подтверждается письмом из Территориального управления Росимущества в Оренбургской области от 07.03.2018 года № НБ-02/1012.

В соответствии с Приложением № 2 Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Правительства РФ № 359 от 23.04.1994, передача объектов гражданской обороны осуществляется на основании типового договора установленного образца, который заключается между Госкомимуществом, предприятием (организацией) и согласовывается с начальником штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Однако договор установленного образца по Положению №395 от 23.04.1994 года на передачу объектов гражданской обороны между Госимуществом и Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Троицкая средняя общеобразовательная школа» не заключался.

Вместе с тем, по смыслу закона, защитныесооружениягражданскойобороны находятся в федеральной собственности.

В материалах дела документы, подтверждающие передачу МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» защитногосооружениягражданскойоборонына ответственное хранение или безвозмездное пользование, отсутствуют.

Какой-либо иной документации на защитное сооружение гражданской обороны, расположенного по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А» с указанием названного объекта, паспорта защитного сооружения, копии поэтажных планов помещений объекта гражданской обороны, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансосодержателем защитного сооружения и органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, не имеются. Копия свидетельства о государственной регистрации права на соответствующий объект, свидетельствующая о его отнесении к объектам гражданской обороны, не представлена.

Кроме того, административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие, что 1985 году при сдаче помещения в эксплуатацию, расположенного по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А», помещение был учтено как противорадиационное укрытие.

Согласно акту инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Асекеевского района от 09 июня 2014 года, ПРУ № 57/618 расположенное по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А» в подвальном помещении, не соответствует требованиям СНиП для защитных сооружений. По результатам проведенной инвентаризации, комиссия посчитала необходимым снять с учета ПРУ № 57/618, поскольку данный объект не готов к приему.

С целью снятия данного ПРУ с учета в реестре Главного управления МЧС России по Оренбургской области, было принято постановление администрации Асекеевского района № 5-п от 11.01.2018 года о создании комиссии по снятию с учета защитных сооружений, находящихся в муниципальной собственности МО «Асекеевский район», также было направлено письмо № 457 от 25.04.2018 года о направлении на согласование директору Департамента гражданской обороны и защиты населения документации о снятии ЗС ГО с учета.

Однако, согласно ответу МЧС России от 18.02.2019 года документация возвращена на доработку, в связи с несоответствием документов предъявляемым требованиям. Основным недостатком материалов по Оренбургской области является неприемлемое качество фотографий (размер менее 3000х2000 пикселей, отсутствие резкости, контрастности, недостаточная освещенность элементов изображения). В связи с чем, просили проверить фотоматериал, внести изменения в соответствии с замечаниями и в кратчайший срок представить в Главное управление МЧС России по Оренбургской области.

Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны ПРУ не числится в реестре муниципальной собственности, не имеет документации соответствующей предъявляемым требованиями закона (т.е. документы, на основании которых данное ПРУ было введено в эксплуатацию и учтено в реестре главного управления МЧС России по Оренбургской области в качестве ЗС ГО), в установленном порядке договор о передаче подвального помещения в качестве объекта гражданской обороны с МБОУ «Троицкая СОШ» заключен не был, что и не может служить доказательством, подтверждающим существование противорадиационного укрытия.

Из представленного акта инвентаризации, оценки содержания и использования противорадиационного укрытия инв. №618-57 от 31.07.2018 года следует, что в соответствии с п.п.1 и 3 п.2.5 приказа МЧС России от 15.12.2002 года №583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской, обороны", зарегистрированного в Минюсте России 25 марта 2003 года №4317, комиссия пришла к выводу о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны (ПРУ инв. №618-57), так как отсутствует потребность для защиты категории населения, установленной Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», в связи с чем, восстановление экономически нецелесообразно.

Согласно письму администрации муниципального образования «Асекеевский район» №728 от 16.07.2018 года на территории Оренбургской области радиационно-опасные объекты 1 и 2 категории (атомные электростанции и места захоронения радиоактивных отходов), биологически опасные объекты отсутствуют. Оренбургская область, включая Асекеевский район, не попадает в зону возможного опасного радиационного загрязнения в случае техногенной аварии на Балаковской и Белоярской АЭС.

Таким образом, на территории Асекеевского района отсутствует потребность в защитных сооружениях гражданской обороны (противорадиационных укрытиях), для укрытия населения от радиоактивного заражения.

Кроме того, мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Асекеевского района Оренбургской области было вынесено постановление №5-427/8/2019 от 22 июля 2019 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Троицкая СОШ» Асекеевского района Оренбургской области, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Данное постановление не вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным истцом ведется работа по снятию ЗС ГО ПРУ № 57/618, расположенного в подвальном помещении по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А», с учета, что подтверждается представленными документами, суд считает, что у отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бугуруслан, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам отсутствовали правовые основания для возложения на юридическое лицо – МБОУ «Троицкая СОШ» Асекеевского района каких-либо обязанностей по содержанию подвала, расположенного по адресу: 461703, Оренбургская область, Асекеевский район, с. Троицкое, ул. Садовая, д. 29 «А» как объекта гражданской обороны.

Исследовав представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кириной Ирины Михайловны к отделу надзорной деятельности и профилактической работы по г. Бугуруслану, Бугурусланскому, Асекеевскому и Северному районам о признании незаконным и отмене предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание №8/3/1-4 от 20 мая 2019 года по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: подпись И.С. Янгубаева

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2019 года.